Официальный сайт города Алдан

Меню

Суханов Валентин Николаевич

<< Назад к списку

suhanov-v-n

Экономист, политический и государственный деятель. Родился в 1903 г. в селе Саныяхтах Олёкминского улуса (Якутия) в семье крестьянина-бедняка. В 1921 г. вступил в комсомол, в 1924 г. — в ряды РКП (б). В составе органов ВЧК принимал участие в ликвидации белобандитизма в Якутии и Иркутской области. Был активным участником становления Советской власти в республике, одним из организаторов создания и развития золотодобывающей промышленности на Алдане. С 1928 по 1932 гг. работал управляющим Алданским золотопромышленным госбанком, заместителем председателя Исполкома Алданского окружного Совета (1929-1930 гг.), председателем исполкома Тимптонского районного Совета депутатов трудящихся (1930-1932 гг.), Алданского райисполкома (9 февраля 1932 г. – 11 августа 1936 г.). Всего в Алданском районе и округе Суханов проработал с августа 1928 по сентябрь 1936 г.

Был инициатором и организатором развития сельского хозяйства, передовых методов работы на производстве. Дважды возглавлял делегации трудящихся Якутии, выезжавших в Москву для постановки вопросов о помощи в развитии хозяйства и культуры перед правительством страны. Особое внимание уделял обучению людей грамоте. В трудный 1932 год принимал личное участие в организации доставки продуктов для горняков из разных районов республики, проявлял большую заботу в деле благоустройства городов и посёлков. В период его деятельности было проведено озеленение улиц, строительство тротуаров, многих школ, больниц, клубов, театра.

По приказу народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе от 28 июня 1936 года за помощь Алдану по снабжению, сельхозосвоению, медицинскому и школьному обслуживанию награждён знаком, установленным Президиумом ЦИК СССР 20 декабря 1935 года для лучших работников золотой и платиновой промышленности.

В 1936 году В.Н. Суханов поступил на Высшие курсы советского строительства при ВЦИК, по окончании которых в 1937 году был назначен народным комиссаром местной промышленности ЯАССР. Проживал в г. Якутске, на посту оставался вплоть до ареста, последовавшего в 1939 г.

Из воспоминаний В.Н. Суханова:

«Ощущая зловещую опасность, нависшую над нами и нашими семьями, мы не могли тогда понять истинные причины происходящих событий. В результате клеветы и провокаций, организованной в ту пору группой руководителей местных органов МВД, 19 февраля 1939 года я был арестован и заключён во внутреннюю Якутскую тюрьму.
За два дня до этого я был снят с поста наркома местной промышленности Якутской АССР без предъявления на бюро обкома ВКП (б) каких-либо обвинений. Оказывается, это была предварительная подготовка к аресту. Когда я попал в тюрьму, то там оказалось большинство руководящих работников республики, моих товарищей по работе и совместной борьбе за становление советской власти в Якутии. В большинстве своём это были честные, преданные делу революции люди. Всем нам, в том числе и мне, было предъявлено гнусное и страшное обвинение, а именно, что мы, якобы, являемся членами местной контрреволюционной организации, ставившей целью свержение советской власти и реставрацию капитализма. Конечно, клевета эта ничем не была доказана, если не считать сговор или «сбор» показаний, выпотрошенных у некоторых заключённых.
В МВД ЯАССР, которое возглавлял некий Некрасов, имевший кличку «Органчик» (по «городу Глупову» Салтыкова-Щедрина), никто не интересовался, как, к примеру, я, сын бедняка, участник гражданской войны, член партии с 1924 года, человек, которому был доверен пост наркома, мог дойти до того, чтобы стать врагом своего народа. Это их не интересовало. Следователи типа Мавленко, Ахчагнырова, Виноградова и другие, вместе с прокурором республики Смоляниновым, чинили неслыханный произвол. Революционная законность грубо попиралась и нарушалась. Каждый из них старался вскрыть побольше «врагов», чтобы на этом «заработать» похвалу, повышение, а иногда и награды. Всё это несомненно поощрялось из центра.
Тем не менее «суд» состоялся, и они превратились в политических заключённых. Боль и тоска сжимали сердце. Вспоминался дом, прожитые годы, пройденный путь. И невольно возникла мысль: неужели всё наше прошлое и настоящее безвозвратно опорочено, растоптано и попрано, неужели правда не восторжествует? А основания этому были. В результате побоев и угроз расстрелом, лишения сна и недоедания среди арестованных нашлись люди, которые не выдержали издевательств, проявили малодушие и были вынуждены клеветать на себя, на своих товарищей, выдумывать не существовавшую антисоветскую организацию или какое-нибудь вредительство».

Сам Суханов был в числе тех, кто, категорически отвергая все обвинения, всё-таки сумел выжить в эти страшные дни. В январе 1941 г. он был освобождён следственными органами за отсутствием состава преступления. Его выпустили, вернули партийный билет, приказали добраться до побережья моря Лаптевых, в устье речки Омолой и организовать там рыбозавод для снабжения бойцов Северного флота.

Семью Суханова, между тем, тоже постигли суровые лишения. Его жене, Серафиме Константиновне, учительнице математики, как жене врага народа, было запрещено заниматься педагогической деятельностью, из занимаемой квартиры она была выселена, а тёще было приказано забрать детей и выехать на жительство в г. Тюмень, на родину Серафимы. И, хотя впоследствии друзья помогли Серафиме Константиновне устроиться бухгалтером, тяжёлая душевная травма не осталась без следа. Супруга Валентина Николаевича умерла в 1958 году в возрасте 44 лет.

В 1960-е годы в Якутске ветераны партии создали при обкоме ВЛКСМ республиканский клуб революционной, боевой и трудовой славы, объединивший в своих рядах участников Гражданской и Великой Отечественной войн и Героев труда. На протяжении нескольких лет его возглавлял В.Н. Суханов. 24 февраля 1972 года решением исполкома Алданского райсовета депутатов трудящихся ему было присвоено звание «Почётный гражданин Алданского района». 18 октября 1991 г. В.Н. Суханов был полностью реабилитирован.